Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
Коля Поляков, 7 лет
Читаем слова.
Звуковой метод. Этап 4, продолжение
Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.
Продолжаем учиться читать слова, совершенствуем полученные ранее навыки, овладеваем осмысленным чтением.
Не торопитесь, действуйте постепенно. Предлагайте ребенку для чтения сначала легкие слова, состоящие из хорошо знакомых слогов, и, только когда малыш будет уверенно с ними справляться, начинайте добавлять более сложные слова.
Не подгоняйте ребенка, давайте ему время подумать. Читать слова - это довольно сложная задача для детей, особенно когда практики еще маловато.
Если какое-то слово никак "не поддается", разделите его на части - слоги, предложив малышу прочитать сначала их.
Помогайте ребенку, читайте вместе с ним, подсказывайте, а, главное, хвалите его почаще. Обращайте внимание на успехи малыша, пусть даже пока незначительные, напоминайте ему, как много он уже успел выучить.
Пусть занятия проходят в игровой форме, и продолжаются не слишком долго, чтобы у малыша создавалось и закреплялось убеждение, что чтение - это приятное и очень интересное занятие.
Тогда и в будущем ребенок не будет относиться к чтению как к тяжелой и непрятной работе, а будет любить книги, и с удовольствием их читать.
Упражнение 6. Загадки со словами.
Напишите картонных карточках несколько слов, например: "МАШИНА", "ЛИСА", "НОРА", "ПЕТУХ", "ЧАСЫ", "КОРОВА" и т.п.
Если вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, то можно написать и несколько более сложных слов, например: , "ПЫЛЕСОС", "БЕГЕМОТ", "ПАРОВОЗ" и т.п.
Положите карточки буквами вверх перед ребенком.
Задумайте какое-то слово и опишите, что оно обозначает. Например, "Я загадала животное, оно умеет мычать". Пусть ребенок найдет слово, которое вы загадали.
Можно, например, использовать такие описания: "Этот предмет показывает время", "Это животное будит всех по утрам", "Эта вещь всасывает в себя пыль с ковров", и т.п.
Если ребенок угадал правильно, то он забирает найденную карточку себе. Игра заканчивается, когда малыш заберет себе все карточки со стола.
Упражнение 7. Найди подарок.
Эта игра в сыщика обычно очень нравится детям. Она состоит в следующем:
Приготовьте малышу какой-нибудь небольшой подарок - сюрприз. Это может быть конфета, или небольшая игрушка, или еще какая-нибудь интересная штучка.
Спрячьте ее где-нибудь в квартире.
Подготовьте карточки с названиями разных предметов, находящихся в квартире, где ребенок будет искать сюрприз.
Например: "Часы", "Шкаф", "Стол", "Подушка". Слова подберите такие, чтобы ребенок смог их прочитать и понять, какой предмет в квартире они обозначают. Если вы уверены, что ребенок справится с прочтением двух слов, то дайте более точные инструкции, например "Красная подушка", "Под столом", "В шкафу".
Разложите написанные слова в квартире в каком-то порядке таким образом, чтобы последнее слово обозначало то место, где спрятан подарок.
Например, подарок спрятан под подушкой. Действуете следующим образом:
► ребенку вы дадите карточку "Часы"
► под часы прячете карточку со словом "Шкаф"
► в шкаф прячете карточку со словом "Стол"
► на столе (или под столом) прячете карточку со словом "Подушка"
► под подушку прячете подарок.
Так, проходя от слова к слову, ребенок постепенно приближается к тому месту, где спрятан сюрприз.
Если инструкции написаны очень расплывчато, как, например, "Шкаф", а в квартире находится много шкафов, то подскажите ребенку, где ему нужно искать, или пусть посмотрит во всех шкафах.
Убедитесь, что ребенок в состоянии справиться с заданием, а не потратит на его выполнение весь день, или не закончит поиски со слезами, так и не найдя подарок.
Малыш обязательно должен в конце своего пути самостоятельно! найти сюрприз.
Упражнение 8. Собери слово.
Напишите на карточке произвольное слово, например, ВАЗА.
Разрежьте карточку пополам, так, чтобы получилось 2 кусочка: "ВА" и "ЗА".
Скажите ребенку, что злая волшебница поломала слово и предложите малышу его "починить", т.е. собрать из кусочков целое слово.
Малыш может собрать два варианта: "ВАЗА" и "ЗАВА", ему нужно выбрать, какой из вариантов правильный.
Для этой игры можно использовать слова: ЛЕТО, ЗИМА, ВОДА, САЖА, ЖАБА, КАША, РОЗА и т.п.
Обратите внимание, что есть слова, которые для этой игры не подходят, например, "НОРА" - с переставленными слогами получается "РАНО", а такое слово тоже существует.
Упражнение 9. Настольные игры.
Сейчас в магазинах предлагается множество игр со словами: словесные лото, домино и другие, предназначенные для закрепления навыков чтения. Используйте их для игр с детьми.
Упражнение 10. Прочитай и нарисуй.
Нарисуйте на альбомном листе небольшую простую картинку так, чтобы ребенок не видел, что вы нарисовали.
Далее напишите на листе бумаги те предметы, которые нарисованы у вас на картине. Например, ДОМ, ГРИБ, ЕЛКА, ОКНО, ЦВЕТОК, РЕКА и т.п.
Пусть ребенок прочитает и изобразит все это на своем рисунке, а потом сравните получившиеся картинки.
Похвалите малыша.
Учимся читать по звуковому методу. Содержание
►этап 1 (слышим и выделяем звуки в словах)
►этап 2 (учим буквы, которыми записываются звуки)
►этап 3 (соединяем буквы в слоги, читаем по слогам)