Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
Коля Поляков, 7 лет
Николай Зайцев. Чтение с использованием пособий
Возраст ребенка: с двух лет.
Занятия с кубиками, таблицами и аудиозаписями желательно проводить каждый день, хотя бы минут по 15.
Но, если ребенок увлечен и играет с настроением, не прерывайте его специально, играйте дальше, пока
это занятие интересно вам и малышу.
Не принуждайте ребенка к занятиям, не заставляйте его. Упражнения должны быть приятны малышу и доставлять ему удовольствие.
Не торопитесь сразу предлагать ребенку читать. Просто играйте по предложенной методике и, как говорит Николай Зайцев, чтение придет само собой.
Подготовительная работа
Прослушайте аудиокассету, потому что во время занятий вам придется пропевать те склады, которые ребенок будет рассматривать на кубиках, а также петь и показывать все склады на таблицах.
Петь попевки нужно будет с самого первого занятия.
1. Знакомство с кубиками
Дайте ребенку все изготовленные кубики со складами. Пусть рассмотрит их, подержит, потрясет, послушает. Покажите ему, что находится внутри кубиков (оставшиеся от наполнения деревяшки и крышечки), чтобы малыш не пытался узнать это самостоятельно, разрывая или разрезая кубики.
Пусть ребенок выберет кубик, который ему понравился, и, поворачивая этот кубик, пропойте склады на его сторонах.
В дальнейшем пойте склады на других кубиках, а также рассматривайте с малышом кубики, разбирая, большой этот кубик или маленький, железный, золотой или деревянный, какого он цвета.
Пусть ребенок покажет по вашей просьбе большой кубик, деревянный кубик, маленький железный кубик и т.д. Не забывайте пропевать слоги на этих кубиках.
Если у вас не получается одновременно петь склады и показывать их на гранях кубика, или вы просто не любите петь, тогда не пойте, а просто читайте склады вслух. Но петь все-таки предпочтительнее.
2. Знакомство с таблицей
Уже на первом-втором занятии можно пропеть от начала до конца таблицу 1. Показываем указкой на таблице те склады, которые пропеваем, а ребенок должен следить глазами за вашей указкой.
Малыш должен находиться на расстоянии не ближе 2-3 метров от таблицы, чтобы он мог свободно видеть таблицу и смотреть на указку.
Если ребенок подпевает вам - хорошо, если нет - не заставляйте его.
Постепенно начинаем пропевать песенки по другим таблицам.
3. Пишем с помощью кубиков
Самый быстрый и легкий путь к чтению лежит через письмо, считает Николай Зайцев. Читать ребенок учится позже. Поэтому в первое время обратите особое внимание на превращение звуков в знаки, т.е на выкладывание услышанных слов на кубиках.
Пример упражнения: берем кубики и складываем из них имя ребенка. Николай Зайцев рекомендует начинать именно с имени ребенка, а не с обычно применяемых для этого слов, таких как мама и папа.
Итак, написали из двух кубиков КА-ТЯ. Потом перемешали кубики, а потом снова составили КА-ТЯ. Опять перемешали, теперь напиши ты.
Ребенок составляет: ТЮ-КА. У нас получилось ТЮКА, ты ТЮКА, а не КАТЯ, ребенок смеется, составляет другие комбинации, их может быть довольно много. Постепенно (после нескольких веселых занятий) Катя будет уверенно составлять свое имя и находить свои квадратики в таблице, указкой показывать на ней свое имя.
Через некоторое время начинаем писать и другие слова. Слова, которые ребенок хотел бы написать, он может придумывать сам.
4. Николай Зайцев, чтение. Продолжение занятий
Еще несколько вариантов занятий с таблицами и кубиками Зайцева:
1. Игра "ищем слог на таблице". Для игры необходимо хотя бы двое участников. Выигрывает в игре тот ребенок, который быстрее другого нашел на таблице какой-нибудь слог.
2. Взрослый пишет кубиками или указкой по таблице разные слова, а ребенок следит за ним глазами. Можно писать слова на какую-то определенную тему, можно имена героев какой-нибудь сказки, можно просто произвольные слова. Занимайтесь этим как можно чаще, желательно каждый день, по 20-30 и более слов.
3. Ребенок сам начинает писать указкой (или выкладывать на кубиках) какие-то слова. Сначала взрослый стоит за его спиной, держит его руку с указкой и двигает ее таким образом, чтобы указка указывала на нужные склады. Через какое-то время ребенок может это делать сам, без помощи взрослого.
4. Ребенок составляет слова с заданным кубиком. Например, он получает кубик В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Он может составить слова: ВОлк, ВАза, соВА, голоВА и т.п.
5. Заменяем в каком-нибудь слове кубики таким образом, чтобы получилось другое слово. Например, КАША, МАША, САША, САМА, САРАЙ и т.п.
5. Другие игры-занятия по методике
Более подробно игры и упражнения описаны в книгах Николая Зайцева и на его официальном сайте: Н.Зайцев.
Учимся читать по методике Зайцева. Содержание
►Методика Зайцева. Краткое описание
►Приобретаем и собираем материал для занятий - кубики Зайцева и другие пособия
►Николай Зайцев. Чтение с использованием пособий, занятия по методике