Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
Коля Поляков, 7 лет
Учимся читать по слогам.
Звуковой метод. Этап 3, продолжение
Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.
Продолжаем учиться читать по слогам, закрепляем полученные навыки. В предыдущем разделе (читаем по слогам, начало) мы научили ребенка складывать из букв слоги.
Пока этот процесс дается ему с трудом, поэтому продолжаем знакомиться со слогами. В этом разделе представлены упражнения, направленные на закрепление навыков чтения слогов.
Выполняя их, ребенок будет совершенствоваться в чтении слогов, запоминать их, и начнет читать первые простые слова.
Чем младше ребенок, тем больше внимания нужно уделить играм со слогами, поскольку понять слогообразование из букв ему будет тяжело, а просто запомнить, как читаются слоги, они смогут довольно легко.
Упражнение 1. Придумываем слова.
Напишите на листках бумаги или картонных карточках несколько слогов, например: "МА", "КА", "ЛА", "ША", "КО", "МО", "КУ", положите их на стол буквами вниз. Слогов должно быть четное количество.
Правила игры: тот, чья очередь ходить, берет карточку со стола, переворачивает ее и придумывает слово, начинающееся на написанный на карточке слог.
Если игрок смог придумать слово, он кладет карточку к себе. Иначе - обратно на стол. Игра заканчивается, когда на столе закончатся карточки.
Помогайте малышу, если ему трудно справиться самому. Глядя на слоги, произнося их вслух, ребенок будет запоминать, как читаются слоги, со временем он будет очень быстро читать то, что написано на карточках.
Упражнение 2. Строим дом.
Напишите на карточках разные слоги и предложите ребенку игру в строителей. Вы будете строить дом, а он - привозить вам стройматериалы.
Карточки со слогами будут кирпичиками для дома. Пусть малыш возьмет для игры какую-нибудь машинку.
Пусть ребенок разложит карточки со слогами буквами вверх около себя, а вы сядьте немного в стороне. Говорите ребенку: "Привези мне кирпичик "МА"
Малыш ищет среди своих кирпичиков тот, который вы назвали, кладет карточку на машинку и везет ее вам.
Вы кладете карточку около себя и называете следующий слог. Получая таким образом карточки, вы их складываете в виде домика.
Если малыш ошибся, то говорите ему что-то вроде: "Это кирпичик "КО", а не "КА", он будет нужен для другого этажа, а сюда подойдет только кирпичик "КА"
Когда дом построен, радостно сообщаете об окончании строительства. Если вам не лень возить туда-сюда машинку, то можно поменяться ролями.
Упражнение 3. Ищем клад.
Положите на пол карточки со слогами, буковками вверх. Когда ребенок отвернется, спрячьте под одну из них монетку.
Назовите слог, который написан на карточке, под которой спрятана монетка. Ребенок должен его найти и достать монетку.
Упражнение 4. Подбираем слова к картинкам.
Вырежьте из старых книг, журналов или возьмите из настольных игр картинки с разными предметами или животными.
Отдельно на карточках напишите, как читаются изображенные на картинках предметы. Подберите рисунки так, чтобы они начинались на одну букву, а вторые буквы у них были разные.
Например:
► бАнт - бОчка
► вЕдро - вИлка
► дОм - дИван
Положите перед ребенком картинки и слова. Малышу нужно будет подобрать слова к картинкам.
Слова для этого упражнения можно распечатать отсюда: слова
для обучения чтению,
а картинки для этого упражнения можно распечатать отсюда: картинки
для обучения чтению
Учимся читать по звуковому методу. Содержание
►этап 1 (слышим и выделяем звуки в словах)
►этап 2 (учим буквы, которыми записываются звуки)
►этап 3 (соединяем буквы в слоги, читаем по слогам)