Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
Коля Поляков, 7 лет
Учимся читать по слогам слова.
Звуковой метод. Этап 4
Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.
Итак, ребенок научился читать слоги (или запомнил, как они читаются). Пора приступать к чтению первых простых слов.
Предложите малышу прочитать первые легкие слова, такие как: МА-МА, ПА-ПА, МА-ША, КА-ША, ЛУ-НА, ЛА-ПА, РОСА и т.д.
А еще такие слова: ДОМ, ТОМ, КОТ, РОТ, МАК, КОМ, и т.д.
Учиться читать по слогам слова для ребенка гораздо интереснее, чем просто читать слоги, ведь в каждое слово обозначает что-то конкретное, например, какой-то предмет, или действие.
Кроме того, прочитывая какое-нибудь слово, малыш понимает, что он уже научился читать, и это дает ему моральное удовлетворение и мощный стимул для дальнейших занятий.
Особое внимание на данном этапе нужно уделять пониманию прочитанного. Дошкольнку в первое время будет трудно выполнять сразу две задачи - читать и понимать.
Постепенно подвести ребенка не просто к чтению, а к осмысленному чтению - это одна из главных задач данного этапа.
Упражнение 1. Цепочки слов.
Напишите картонных карточках несколько слогов, например: "НО", "РА", "МА", "КА", "ЛА", "ША", "КО", "МО", "КУ", пусть цвета слогов будут разными.
Пусть слоги "ходят друг к другу в гости". При этом малыш берет из кучки два слога, и говорит что-то типа: "НО пошел в гости к РА". Потом складывает слоги друг за другом и пытается прочитать, что получилось.
Например, получилось "НОРА".
После этого поговорите с малышом про полученное слово, например, задайте такие вопросы:
1. Как ты думаешь, есть такое слово на самом деле? (ведь из слогов можно составлять и несуществующие слова,
например, НО-МА)
2. Объясни своими словами, что обозначает это слово? (например, "НОРА" - это домик для животных)
Подобные упражнения очень важны, поскольку помогают ребенку не просто научиться читать по слогам слова, но и понимать прочитанное. А читать и понимать одновременно вначале, как мы знает, дошкольнику довольно сложно.
Не пытайтесь сразу добавлять много новых слогов, пусть ребенок привыкнет к этим, будет легко составлять слова из них, читать их и понимать прочитанное. Потом постепенно набор карточек со слогами можно менять.
Упражнение 2. Вставь букву.
Найдите картинки к словам из трех букв (ДОМ, ЛУК, КИТ, КОТ, ЛЕС, МАК и т.п.). Подпишите картинки словами, которые обозначают нарисованный предмет, но вместо гласной буквы оставьте пустое место.
Например, под изображением кота у вас будет написано К...Т
Пусть ребенок впишет пропущенную букву в слово. Если у вас есть карточки с буквами, то можно не вписывать букву, а вставлять карточку с нужной буквой, тогда с этой картинкой можно будет играть несколько раз.
Картинки можно искать в разных журналах, старых книжках, настольных играх, а можно распечатать уже готовые по этой ссылке: вставить букву.
Упражнение 3. Найди клад.
Положите на пол карточки со словами, буковками вверх. Когда ребенок отвернется, спрячьте под одну из них монетку.
Назовите слово, которое написано на карточке, под которой спрятана монетка. Ребенок должен его найти и достать монетку.
Упражнение 4. Закончи слово.
Подберите картинки, обозначаемые несложными словами, например: рука, нога, сахар, вода, молоко, кубик, ваза, часы и т.п.
Напишите около картинки (или прикрепите на скрепке) начало слова, обозначающего предмет, изображенный на рисунке.
Рядом кладутся окончания слов, написанные на картонных или бумажных карточках.
Ребенку нужно подобрать правильное окончание слова. Например:
Для того, чтобы игра была интересней, добавьте "лишнее" окончание, которое не подходит ни к одной из предложенных картинок. После того, как все слова составлены, попробуйте приложить это "лишнее" окончание к каждому из начальных слогов, например: "ЛИ-ША", "РУ - ША" и посмейтесь над придуманными, несуществующими словами.
Упражнение 5. Найди предмет.
Напишите на карточках или листках бумаги слова, обозначающие предметы (вещи, игрушки и т.п.), которые находятся в вашей квартире.
Например: КНИГА, КУКЛА, МАШИНА, СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, ЧАСЫ и т.п.
Скажите ребенку следующее: "Я задумала предмет, находящийся в нашей квартире. Его название я написала на этой карточке", - дайте малышу карточку с написанным на ней названием предмета.
После этого ребенку нужно найти загаданный предмет и показать его вам (можно положить рядом с ним карточку с его названием).
Если предметы будут передвигаемые (игрушки, небольшие вещи), то можно предложить ребенку приносить вам найденный им предмет.
Учимся читать по звуковому методу. Содержание
►этап 1 (слышим и выделяем звуки в словах)
►этап 2 (учим буквы, которыми записываются звуки)
►этап 3 (соединяем буквы в слоги, читаем по слогам)